Ресурсный центр
УТВЕРЖДЕНО
Приказ отдела по образованию
Шкловского райисполкома
от 29.01.2024 № 38
ПОЛОЖЕНИЕ
о районных ресурсных центрах по подготовке учащихся учреждений общего среднего образования Шкловского района к участию в республиканской олимпиаде по учебным предметам
- Общие положения
1.1.Настоящее положение составлено в соответствии с Положением о подготовке учащихся Могилевской области к республиканской олимпиаде по учебным предметам и определяет цели, задачи, условия и порядок организации деятельности, направления работы районных ресурсных центров по подготовке учащихся учреждений общего среднего образования к участию в олимпиадном движении по учебным предметам (далее – районные ресурсные центры);
1.2. Настоящее положение разработано с целью совершенствования системы работы с одаренными и высокомотивированными учащимися по вовлечению их в олимпиадное движение, повышения качества образования и результативности участия во втором, третьем и заключительном этапах республиканской олимпиады по учебным предметам;
1.3. В своей деятельности районные ресурсные центры руководствуются законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь, главного управления по образованию Могилевского облисполкома и настоящим положением;
1.4. Структурными элементами системы подготовки учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам являются: отдел по образованию Шкловского райисполкома, государственное учебно-методическое учреждение «Шкловский районный учебно-методический кабинет», районные ресурсные центры по учебным предметам, учреждения общего среднего образования, учащиеся и их законные представители;
1.5. Положение определяет ответственность структурных элементов по уровням влияния в части подготовки учащихся ко второму, третьему и заключительному этапам республиканской олимпиады по учебным предметам, порядок финансирования мероприятий и поощрения по итогам предметных олимпиад.
2. Цели и задачи районного ресурсного центра.
2.1. Основной целью деятельности районного ресурсного центра является содействие в подготовке учащихся учреждений общего среднего образования района к участию в олимпиадном движении, повышение предметно-методологического уровня педагогических работников в работе с одаренными учащимися;
2.2. Задачи районного ресурсного центра:
способствовать качественной подготовке учащихся учреждений общего среднего образования района к участию в олимпиадах по учебным предметам;
консультировать педагогических работников учреждений общего среднего образования района, оказывать им информационно-методическую поддержку по вопросам подготовки учащихся к участию в олимпиадном движении.
3. Распределение зон ответственности между структурными элементами и механизм их взаимодействия.
3.1. Отдел по образованию:
3.1.1.обеспечивает разработку и реализацию районного плана работы по подготовке учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам на учебный год;
3.1.2. организует и проводит второй этап республиканской олимпиады по учебным предметам;
3.1.3. ежегодно определяет районные ресурсные центры по учебным предметам и учреждения образования, на базе которых с сентября по май организуются еженедельные занятия по подготовке к республиканской олимпиаде по учебным предметам;
3.1.4. назначает руководителей районных ресурсных центров, ответственных за проведение занятий.
3.2. Государственное учебно-методическое учреждение «Шкловский районный учебно-методический кабинет:
3.2.1. оказывает необходимую методическую помощь и информационную поддержку учителям, работающим с одаренным и высокомотивированными учащимися в районных ресурсных центрах;
3.2.2. оказывает организационно-методическое сопровождение работы районных ресурсных центров;
3.2.3. осуществляет координацию деятельности районных ресурсных центров;
3.2.4. утверждает планы работы районных ресурсных центров по соответствующему учебному предмету;
3.2.5. ежемесячно (до 25 числа) информирует отдел по образованию о проведенных педагогами занятиях в районных ресурсных центрах, посещаемости занятий учащимися;
3.2.6. проводит мониторинг работы районных ресурсных центров.
3.3. Руководитель учреждения общего среднего образования:
3.3.1. осуществляет контроль за качеством и эффективностью работы районных ресурсных центров, организованных на базе их учреждений;
3.3.2. обеспечивает материальное поощрение педагогов, работающих в районных ресурсных центрах.
3.4. Педагоги творческой группы, работающие в районных ресурсных центрах по учебным предметам:
3.4.1. организовывают и проводят еженедельные занятия по подготовке учащихся района к олимпиадам, ЦЭ и ЦТ по учебным предметам очно и/или с использованием дистанционных технологий (согласно графику);
3.4.2. проводят занятия с победителями второго этапа республиканской олимпиады по учебным предметам по подготовке к третьему этапу республиканской олимпиады по учебным предметам в рамках районных сборов;
3.4.3. устанавливают партнерские взаимоотношения с областными ресурсными центрами;
3.4.4. формируют банк методических материалов по вопросам организации работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.
3.5. Руководители районных ресурсных центров по учебным предметам:
3.5.1. определяют совместно с представителями оргкомитета второго этапа республиканской олимпиады по учебным предметам организационные формы и содержание подготовки учащихся к третьему этапу республиканской олимпиады, состав учителей, которые будут обеспечивать подготовку команды к третьему этапу республиканской олимпиады;
3.5.2. обеспечивают и определяют формы и содержание подготовки учащихся к олимпиадам;
3.5.3. проводят консультации очные и в онлайн-режиме с заинтересованными участниками образовательного процесса по вопросам подготовки к олимпиадам;
3.5.4. отвечают за организацию и проведение занятий в соответствии с планом работы (информирование учащихся о времени и месте проведения занятий), своевременное пополнение страниц районных ресурсных центров на сайтах учреждений образования, на базе которых они организованы;
3.5.5. ведут отчетную документацию по итогам проводимых занятий;
3.5.6. ежемесячно (до 24 числа) предоставляют информацию заведующему государственного учебно-методического учреждения «Шкловский районный учебно-методический кабинет» о проведенных педагогами творческой группы занятиях, посещаемости занятий учащимися.
4. Порядок материального поощрения педагогических работников, задействованных в работе районных ресурсных центров:
4.1. руководителям учреждений общего среднего образования, база которых определена для работы районных ресурсных центров, устанавливается дополнительная надбавка на год за создание надлежащих условий и качественную организацию работы по подготовке учащихся к предметным олимпиадам;
4.2. педагогическим работникам, являющимися руководителями районных ресурсных центров, устанавливается дополнительная надбавка на год за организацию работы;
4.3. педагогам творческой группы производится оплата за качественное проведение занятий для учащихся в соответствии с ежемесячной информацией руководителей ресурсных центров, предоставляемой государственному учебно-методическому учреждению «Шкловский районный учебно-методический кабинет».
ШКЛОЎСКI РАЁННЫ
ВЫКАНАЎЧЫ КАМIТЭТ
АДДЗЕЛ ПА АДУКАЦЫI
|
ШКЛОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
|
|
ЗАГАД ПРИКАЗ
21.08.2024 № 298
г. Шклоў г. Шклов
О деятельности районных ресурсных
центров на 2024/2025 учебный год
В целях совершенствования системы поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождения в течение периода подготовки к участию в республиканской олимпиаде по учебным предметам, а также создания условий всестороннего интеллектуального, творческого развития личности
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Организовать в 2024/2025 учебном году работу районных ресурсных центров (далее – районные ресурсные центры) по подготовке к республиканской олимпиаде по учебным предметам в соответствии с положением, на базе следующих учреждений общего среднего образования г. Шклова:
ГУО «Средняя школа № 1 г. Шклова» - русский язык и литература, физическая культура и здоровье, технический труд;
ГУО «Гимназия г. Шклова» - математика, английский язык, немецкий язык, обслуживающий труд, химия, история, обществоведение;
ГУО «Средняя школа № 4 г. Шклова» - физика, биология;
ГУО «Забродская СШ Шкловского района» - белорусский язык и литература.
2. Назначить руководителей районных ресурсных центров по предметам:
- физическая культура и здоровье – Климовича И.В. (ГУО «Средняя школа № 1 г. Шклова»);
- история, обществоведение – Роговскую О.В. (ГУО «Гимназия
г. Шклова»);
- математика – Мартынкевич Т.Г. (ГУО «Гимназия г. Шклова»);
- английский язык – Зайцеву М.О. (ГУО «Гимназия г. Шклова»);
- немецкий язык – Радченко Е.Н. (ГУО «Гимназия г. Шклова»);
- физика – Лисенкова Ю.П. (ГУО «Средняя школа № 4 г. Шклова»);
- русский язык и литература – Гольцеву К.А. (ГУО «Средняя школа
№ 1 г. Шклова»);
- биология - Маскаленко Н.В. (ГУО «Средняя школа № 4
г. Шклова»);
- белорусский язык и литература – Барсукову Г.Н.
(ГУО «Забродская СШ Шкловского района»);
- технический труд – Курбеко В.А. (ГУО «Средняя школа № 1
г. Шклова»);
- обслуживающий труд – Курневич С.А. (ГУО «Гимназия
г. Шклова»);
- химия – Шиматкову Д.А. (ГУО «Гимназия г. Шклова»)
3. Сформировать творческие группы педагогов при районных ресурсных центрах по подготовке к республиканской олимпиаде по учебным предметам (Приложение 1).
4. Руководителям учреждений общего среднего образования района, на базе которых организована работа районных ресурсных центров:
4.1. назначить ответственных за координацию работы районных ресурсных центров по учебным предметам из числа заместителей руководителя учреждения общего среднего образования;
4.2. создать условия для проведения еженедельных занятий учащихся в районных ресурсных центрах по учебным предметам;
4.3. на сайте учреждения образования размещать информацию о работе районного ресурсного центра: положение, график, программу, списки детей, ссылки на областные ресурсные центры по предмету, материал для самостоятельной работы.
5. Руководителям учреждений общего среднего образования районаобеспечить материальное поощрение руководителям и педагогам творческой группы районных ресурсных центров через систему надбавок.
6. Заведующему государственным учебно-методическим кабинетом «Шкловский районный учебно-методический кабинет» Иваненко О.В.:
6.1. утверждать планы работы районных ресурсных центров на каждое полугодие учебного года;
6.2. проводить мониторинг работы районных ресурсных центров 1 раз в квартал;
6.3. методистам обеспечить методическое сопровождение организации работы районных ресурсных центров по курируемым предметам;
6.4. ежемесячно до 25 числа информировать руководителей учреждений общего среднего образования о проведенных педагогами творческой группы занятиях в районных ресурсных центрах.
7.Контроль за исполнением данного приказа возложить на главного специалиста отдела по образованию Шкловского райисполкома Дорошкееву Н.Ф.
Начальник отдела Т.В.Лодова
Учебный предмет
|
База РРЦ
|
Руководитель ресурсного центра, контактные данные
(моб.тел., e-mail)
|
Состав творческой группы
|
Русский язык
и литература
|
ГУО «Средняя школа № 1. г. Шклова»
|
Гольцева Ксения Александровна,
+375298425124
sh1@shklov.edu.by
|
Гольцева Ксения Александровна,
ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Куртасова Алеся Сергеевна,
ГУО «СШ № 4 г. Шклова»
|
Спицына Виктория Леонидовна, ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Агеева Елена Васильевна,
ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Дрозд Ольга Дмитриевна, ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Кравчук Ольга Михайловна,
ГУО «Александрийская СШ Шкловского района»
|
Букетова Татьяна Петровна,
ГУО «Забродская СШ Шкловского района»
|
Черкасова Инесса Валентиновна,
ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Цыбульская Лариса Иосифовна
ГУО «Улановская БШ Шкловского района»
|
Белорусский язык
и литература
|
ГУО «Забродская СШ Шкловского района»
|
Барсукова
Галина Николаевна
+375(33)6912394,
zabrodye@shklov.edu.by
|
Барсукова Галина Николаевна,
ГУО «Забродская СШ Шкловского района»
|
Афанасьева Алеся Евгеньевна,
ГУО «Средняя школа № 4 г. Шклова»
|
Пусовская Ольга Евгеньевна,
ГУО «Говядская СШ Шкловского района»
|
Ковалева Кристина Валерьевна,
ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Английский язык
|
ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Зайцева
Марина Олеговна
+375(29)7406985, zaichikova@tut.by
|
Зайцева Марина Олеговна, ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Шевцова Анна Сергеевна,
ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Чалей Ольга Анатольевна,
ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Бандацкая Екатерина Михайловна,
ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Комарова Вероника Александровна,
ГУО «СШ № 4 г. Шклова»
|
Васедкова Татьяна Валентиновна,
ГУО «СШ № 4 г. Шклова»
|
Немецкий язык
|
ГУО «Гимназия
г. Шклова»
|
Радченко
Екатерина Николаевна
+375445637848, katrin350@yandex.by
|
Радченко Екатерина Николаевна,
ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Сидорова Светлана Леонидовна,
ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Дедкова Анна Сергеевна,
ГУО «Старосельская СШ Шкловского района»
|
Арашкова Наталья Сергеевна, ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Хоптенко Ольга Валерьевна, ГУО «СШ № 4 г. Шклова»
|
История
|
ГУО «Гимназия
г. Шклова»
|
Роговская О.В.,
+375296488464,
gymn@shklov.edu.by
|
Серкова Алеся Петровна,
ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Роговская Ольга Владимировна,
ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Мишина Рита Ивановна,
ГУО «Забродская СШ Шкловского района»
|
Ставчикова Татьяна Петровна, ГУО «Средняя школа № 1 г. Шклова»
|
Турбинский Анатолий Леонидович, ГУО « Городецкая СШ Шкловского района»
|
Сомова Жанна Владимировна, ГУО « СШ № 4 г. Шклова»
|
Чайков Александр Владимирович,
ГУО « Заходская СШ Шкловского района»
|
Обществоведение
|
ГУО «Гимназия
г. Шклова»
|
Роговская О.В.,
+375296488464,
gymn@shklov.edu.by
|
Голынец Елена Михайловна,
ГУО «СШ № 4 г. Шклова»
|
Ракицкая Екатерина Васильевна, ГУО «Старосельская СШ Шкловского района»
|
Роговская Ольга Владимировна,
ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Певнев Сергей Дмитриевич, ГУО «Каменнолавская СШ Шкловского района»
|
Сковородкин Геннадий Николаевич, ГУО «Александрийская СШ Шкловского района»
|
Математика
|
ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Мартынкевич
Татьяна Геннадьевна
+375295471278, edubovskai@gmail.com
|
Киселева Галина Юрьевна,
ГУО «СШ № 4 г. Шклова»
|
Коробинская Елена Александровна,
ГУО «СШ № 4 г. Шклова»
|
Атрошкин Игорь Иванович,
ГУО «Забродская СШ Шкловского района»
|
Амоненко Ирина Васильевна,
ГУО «Городищенская СШ Шкловского района»
|
Комаровская Людмила Анатольевна,
ГУО «Старосельская СШ Шкловского района»
|
Физика
|
ГУО «СШ № 4 г. Шклова»
|
Лисенков
Юрий Петрович,
+375(44)7910529,
sh4@shklov.edu.by
|
Лисенков Юрий Петрович,
ГУО «СШ № 4 г. Шклова»
|
Маслюкова Татьяна Евгеньевна,
ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Гайкова Галина Эдуардовна, ГУО Заходская СШ Шкловского района»
|
Карпина Жанна Анатольевна ГУО «Александрийская СШ Шкловского района»
|
Кручков Владислав Геннадьевич, ГУО «Черноручская СШ Шкловского района»
|
Шабеко Леонид Юрьевич, ГУО «Старосельская СШ Шкловского района»
|
Скриганова Виктория Владимировна ГУО «Каменнолавская СШ Шкловского района»
|
Кулешова Юлия Константиновна, ГУО «Забродская СШ Шкловского района»
|
Иванцова Наталья Михайловна, ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Артемочкин Игорь Николаевич,
ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Биология
|
ГУО «СШ № 4 г. Шклова»
|
Маскаленко
Наталья Владимировна,
+375(29)1561266,
sh4@shklov.edu.by
|
Маскаленко Наталья Владимировна,
ГУО «СШ № 4 г. Шклова»
|
Физическая культура и здоровье
|
ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Климович Иван Владимирович
+375(2239)77442,
sh1@shklov.edu.by
|
Климович Иван Владимирович
ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Жгутов Дмитрий Алексеевич,
ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Миронова Елена Васильевна,
ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Гончарова Виктория Александровна,
ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Обслуживающий труд
|
ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Курневич
Светлана Адамовна,
+375(29)7407079,
svetlana-kurnevich@yandex.by
|
Курневич Светлана Адамовна,
ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Матушевская Светлана Анатольевна,
ГУО «СШ № 4 г. Шклова»
|
Технический труд
|
ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Курбеко Валерий Арсеньевич,
+375259535507
sh1@shklov.edu.by
|
Курбеко Валерий Арсеньевич,
ГУО «СШ № 1 г. Шклова»
|
Мозжерин Сергей Васильевич, ГУО «Городецкая СШ Шкловского района»
|
Метелица Александр Владимирович,
ГУО «СШ № 4 г. Шклова»
|
Химия
|
ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Шиматкова Дарья Александровна,
+375(29)8435711,
dashashimatkova@mail.ru
|
Лагутова Валентина Зиновьевна,
ГУО «Александрийская СШ Шкловского района»
|
Котова Диана Геннадьевна,
ГУО «Городищенская СШ Шкловского района»
|
Шиматкова Дарья Александровна,
ГУО «Гимназия г. Шклова»
|
Подготовка к олимпиадам по предметам:
Учебная программа
занятий ресурсного центра
«ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДАМ ПО ФИЗИКЕ»
Пояснительная записка
Программа занятий ресурсного центра содержит вопросы программы основной школы, однако глубина изучения
предложенных тем призвана дать возможность ученику выйти на более высокий уровень физического развития,
чем тот, которого он может достигнуть на уроках. В целях формирования интереса к физике содержание занятий может
включать оригинальный материал, существенно углубляющий содержание школьной программы. Большое внимание уделяется
углублению школьной программы по физике.
Совершенствование навыков счета (в том числе устного), работа с числами в стандартном виде, решение систем
уравнений и неравенств, применение различных математических моделей для решения физических задач будет
способствовать развитию математических способностей учащихся.
Занятия ресурсного центра помогают решать следующие задачи:
- реализация учеником интереса к выбранному предмету;
- уточнение готовности и способности осваивать математику на данном уровне;
- создание условий для подготовки к вступительным испытаниям по физике и математике в ВУЗы.
Занятия также рассчитаны на увлекающихся школьников, желающих расширить свои знания по физике и математике,
для тех, кто готовится к выступлениям соревнованиях различного уровня - от школьных до международных. Учащихся
знакомят с рядом новых фактов, а также классических теорем, играющих значительную роль в олимпиадной работе;
раскрывают школьникам красоту и разнообразие идей и методов, с которыми они не сталкивались на уроках, помогают
по-новому взглянуть на многие стандартные факты и задачи школьного курса.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Одним из важнейших требований к методам проведения занятий является активизация мышления учащихся, развитие
самостоятельности в различных формах её проявления.
Очень важно, чтобы занятия ресурсного центра были интересными, увлекательными. Занимательность поможет учащимся
освоить содержание изучаемого материала, идеи, методы логику и приёмы творческой деятельности. В этом отношении цель
учителя – добиться понимания учащимися того, что они подготовлены к работе над сложными проблемами, но для этого
необходима заинтересованность предметом, трудолюбие, владение навыками организации своей работы.
На занятиях могут использоваться разнообразные формы проведения занятий: небольшие лекции (изложение узловых
теоретических вопросов учителем), семинары, дискуссии, решение задач, рефераты и доклады учащихся и т. д. При этом
самостоятельная работа учащихся должна занять ведущее положение.
Одной из возможных форм проведения данных занятий является разделение всего изучаемого материала на блоки по темам.
Каждый блок изучается циклом: лекция - практические, семинарские занятия - самостоятельное выполнение заданий,
обсуждение - подведение итогов.
Лекция предназначена для подачи теоретического материала, необходимого для самостоятельного решения практических
заданий. Слушая лекцию, учащиеся будут размышлять над поставленными задачами в свете этой лекции, будет развиваться
механизм подсознательного мышления.
Во время лекции непременно должна быть обратная связь: необходимо всячески поощрять учащихся, задающих вопросы,
участвующих в размышлении над обсуждаемым вопросом.
Семинар носит характер беседы, диалога, обсуждения в группе вопросов темы. Семинар можно использовать в тех случаях,
когда учащиеся не смогут эффективно разобраться в теме самостоятельно, но их следует лишь слегка подталкивать или
подводить к маленькому открытию.
На практических занятиях проводится целенаправленная работа по выработке у учащихся умений и навыков решения
основных типов задач, формированию опыта творческой деятельности. На этих занятиях следует как можно чаще создавать
проблемную ситуацию и предоставлять возможность самостоятельно ее разрешить.
Самостоятельное выполнение заданий дома и в школе призвано решать главную задачу занятий ресурсного центра – развитие
интуиции учащихся.
При подведении итогов обсуждаются решённые задачи и направления возможного дальнейшего самостоятельного исследования по вопросам данного блока, возможные связи между блоками, практическая ценность полученных знаний и т. п.
Программа подготовки к заключительному этапу республиканской олимпиады по физике
9 класс
КИНЕМАТИКА
- Относительность движения. КЗСС (лодка на реке). Переход из одной СО в другую.
- Равноускоренное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту (координатный, векторный метод).
- Движение по окружности.
- Графики зависимости кинематических величин от времени: х(t), v(t) и др. Графический смысл перемещения и пути.
- Минимумы и максимумы в задачах кинематики, метод дискриминантов.
- Малые приращения в задачах кинематики
ДИНАМИКА
- Силы в природе. Сложение сил. Равнодействующая сил.
- Законы Ньютона.
- Силы упругости, закон Гука.
- Теорема о движении ЦМ.
- Закон всемирного тяготения. Зависимость ускорения свободного падения от расстояния до центра планеты.
- Напряженность гравитационного поля и гравитационный потенциал. Движение планет и спутников, 1 космическая
- скорость, 2 космическая скорость. Законы Кеплера.
- Сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения, вязкое трение. Закон Кулона-Амонтона. Движение тела в вязкой среде (дифференциальное ур-е).
- Применение производной к нахождению минимального и максимального значения функций (задача с автомобилем, движущимся по наклонной плоскости).
- Динамика движения по окружности.
- Блок, наклонная плоскость, связанные системы.
- Неинерциальные системы отсчета.
- Момент инерции твердого тела.
МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА. МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ
- II закон Ньютона в импульсной форме. II закон Ньютона в дифференциальной форме. Графический смысл изменения импульса. Закон сохранения импульса.
- Механическая работа/ Мощность. КПД. Графический смысл работы.
- Энергия, как характеристика способности тела или системы совершать работу. Кинетическая и потенциальная энергия. Сохранение полной механической энергии системы в отсутствие сил трения и внешних сил ЗСМЭ. ЗПМЭ.
- Применение законов сохранения к АУУ и АНУ.
СТАТИКА. ГИДРОСТАТИКА
- Условия равновесия тел. Динамическая и энергетическая трактовка устойчивого равновесия (потенциальная энергия системы в состоянии устойчивого равновесия минимальна).
- Расчет координат центра масс системы МТ.
- Давление. Гидростатическое давление. Гидростатическое давление в жидкости с линейной зависимостью плотности от глубины. Сила давления на дно и боковую стенку сосуда.
- Закон Паскаля. Закон Архимеда. Гидравлический пресс.
- Движение жидкости по трубам. Уравнение Бернулли. Вытекание жидкости из сосуда (h(t), S >>).
ТЕПЛОТА
- Внутренняя энергия. Количество теплоты (нагревание-охлаждение, плавление-кристаллизация, парообразование-конденсация). Теплоемкость, удельная теплоемкость.
- Теплообмен в замкнутой системе. Уравнение теплового баланса. Баланс мощностей.
- Мощность теплообмена с окружающей средой. Нагревание с учетом тепловых потерь (ДУ и получение зависимости t(τ)).
- Тепловое расширение тел.
ЭЛЕКТРОСТАТИКА
- ЗСЭЗ. Закон Кулона.
- Электрическое поле.
- Работа ЭП по перемещению заряда. Потенциал. Напряжение
- Проводники в ЭП. Поверхностная плотность распределения зарядов.
- Диэлектрики в ЭП. Поляризация диэлектриков. Диполь.
ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
- Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
- Преобразование линейных, объемных, бесконечных цепей (метод симметрии, поиск точек равного потенциала …).
- Правила Кирхгофа для узлов и замкнутых контуров.
- Электроизмерительные приборы. Шунты и добавочные сопротивления.
- Мостовая схема.
- Нелинейные элементы в цепях постоянного тока. Переходные процессы в цепи с конденсатором (ДУ и получение q(t), i(t))
- Работа и мощность тока на участке цепи. Работа и мощность источника тока.
ОПТИКА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ
- Закон отражения света. Область видимости изображения в плоском зеркале. Принцип Ферма.
- Закон преломления света. Полное отражение. Ход лучей в стеклянной призме и плоскопараллельной пластинке.
- Сферическое зеокало. Построение изображений, формула сферического зеркала.
- Линзы. Формула тонкой линзы. Увеличение. Лупа. Расстояние наилучшего зрения. Минимальное расстояние между предметом и его действительным изображением (4F).
Программа подготовки к республиканской олимпиаде по физике
10 класс
КИНЕМАТИКА
- Относительность движения. КЗСС (лодка на реке).
- Равноускоренное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Координатный метод. Векторный метод.
- Движение по окружности. Тангенциальное, нормальное и полное ускорение.
- Графики кинематических величин: х(t), v(t), а(t).
ДИНАМИКА
- Законы Ньютона, закон Гука, теорема о движении ЦМ.
- Закон всемирного тяготения. Теорема Гаусса. Зависимость ускорения свободного падения от расстояния до центра планеты. Движение планет и спутников, 1 космическая скорость.
- Применение производной к нахождению минимального и максимального значения функций (задача с автомобилем, движущимся по наклонной плоскости).
- Основное уравнение динамики вращательного движения. Момент силы. Момент инерции.
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ
- 2 закон Ньютона в импульсной форме. Графический смысл изменения импульса. Закон сохранения импульса.
- Механическая работа, Мощность. КПД. Графический смысл работы.
- Энергия: кинетическая и потенциальная. Теорема о кинетической энергии. Теорема о потенциальной энергии. ЗСМЭ. ЗПМЭ.
- Применение законов сохранения к АУУ и АНУ.
- Момент импульса. Закон сохранения момента импульса (фигурист).
СТАТИКА. ГИДРОСТАТИКА
- Условия равновесия тел. Динамическая и энергетическая трактовка устойчивого равновесия.
- Закон Паскаля. Закон Архимеда. Сообщающиеся сосуды (условие равновесия по нижней границе раздела жидкостей). Условие несжимаемости: Sh=Sh. Гидравлический пресс.
- Движение жидкости по трубам. Уравнение Бернулли.
МКТ
- Основное уравнение МКТ. Закон Авогадро
- Уравнение Клапейрона. Уравнение Менделеева-Клапейрона.
- Газовые законы. Графики изопроцессов.
- Неизопроцессы. Графики неизопроцессов. Нахождение максимальных значений макропараметров (задача о нахождении максимальной температуры в ходе линейного процесса Р(V).
- Адиабатный процесс. Процессы происходящие в атмосфера.
- Политропные процессы.
- Газовые законы в гидростатике (ртуть в трубках).
- Смеси газов, з-н Дальтона.
- Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Формула Лапласа.
- Явления на границе жидкости и твердого тела.
- Влажность воздуха: абсолютная и относительная. Кривая насыщения. Точка росы.
ТЕРМОДИНАМИКА
- Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Графический смысл работы. Количество теплоты. 1 закон термодинамики и его применение к изопроцессам.
- Теплоемкость ИГ. Уравнение Майера. Показатель адиабаты, уравнение адиабаты с выводом.
- Теплообмен в замкнутой системе. Уравнение теплового баланса. Баланс мощностей.
- Тепловое расширение тел.
- Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. КПД цикла. Цикл Карно. Холодильная машина, холодильный коэффициент (ε=). Тепловой машины, работающие по обратному циклу.
- Теплопроводность, вязкость газов.
ЭЛЕКТРОСТАТИКА
- ЗСЭЗ. Закон Кулона.
- ЭП. Напряженность ЭП. Принцип суперпозиции.
- Теорема Гаусса для ЭП.
- Работа ЭП по перемещению заряда. Потенциал. Напряжение
- ЗСЭ и ЗСИ при решении задач на движение зарядов (сближение зарядов).
- Проводники в ЭП. Поверхностная плотность распределения зарядов.
- Диэлектрики в ЭП. Поляризация диэлектриков. Поверхностная плотность поляризационных зарядов. Диполь.
- Концентрические заряженные проводящие сферы. Зависимость напряженности и потенциала от расстояния до центра (метод последовательного наложения). Заземление (нулевой потенциал).
- Конденсаторы. Соединения конденсаторов. Энергия ЭП заряженного конденсатора. Объемная плотность энергии.
- Собственная энергия заряженной проводящей сферы. Давление электростатического и гравитационного полей.
ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
- Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Уравнение непрерывности.
- Преобразование цепей (метод симметрии, поиск точек равного потенциала)
- Электроизмерительные приборы. Шунты и добавочные сопротивления.
- ЭДС. Закон Ома для неоднородного участка цепи. Закон Ома для замкнутой цепи.
- Правила Кирхгофа.
- Мостовая схема.
- Работа и мощность тока на участке цепи и в замкнутой цепи. Баланс мощностей. Максимальная полезная мощность. КПД резисторной цепи и КПД электроприбора.
- Электрический ток в проводниках, электролитах (з-ны электролиза), полупроводниках, газах.
- Нелинейные элементы в цепях постоянного тока (терморезистор, фоторезистор, полупроводниковый диод). Конденсатор в цепи постоянного тока.
ОПТИКА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ
- Закон отражения света. Плоское зеркало. Сферическое зеркало. Формула сферического зеркала.
- Закон преломления света. Полное отражение. Ход лучей в стеклянной призме и плоскопараллельной пластинке. Угол отклонения луча. Методы определения показателя преломления.
- Линзы. Формула тонкой линзы. Увеличение. Лупа. Расстояние наилучшего зрения. Минимальное расстояние между предметом и его действительным изображением (4F). Формула реальной линзы.
- Оптические системы.
МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОИАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ
- МП. Силовые линии МП (правило правой руки). Индукция МП. Принцип суперпозиции.
- Сила Ампера. Правило левой руки.
- Сила Лоренца. Правило левой руки для положительных и отрицательных зарядов. Движение зарядов в сложных полях.
- Магнитный поток. Явление ЭМИ. Закон ЭМИ. Правило Ленца.
- ЭДС индукции в проводниках, движущихся в МП.
- Закон Био-Савара-Лапласа.
Применение производной и интеграла
- Движение тел переменной массы.
- Вязкое трение, аэродинамическое сопротивление.
- Изотермическая откачка газа из баллона.
- Работа газа при изотермическом процессе.
- Уравнение адиабаты.
- Переходные процессы в электрических цепях: зарядка конденсатора, установление тока в цепи с индуктивностью.
Программа подготовки к заключительному этапу республиканской олимпиады по физике
11 класс
КИНЕМАТИКА
- Относительность движения. КЗСС (лодка на реке).
- Равноускоренное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Координатный метод. Векторный метод.
- Движение по окружности. Тангенциальное, нормальное и полное ускорение.
- Графики кинематических величин: х(t), v(t), а(t).
ДИНАМИКА
- Законы Ньютона, закон Гука, теорема о движении ЦМ.
- Закон всемирного тяготения. Теорема Гаусса. Зависимость ускорения свободного падения от расстояния до центра планеты. Движение планет и спутников, 1 космическая скорость.
- Применение производной к нахождению минимального и максимального значения функций (задача с автомобилем, движущимся по наклонной плоскости).
- Основное уравнение динамики вращательного движения. Момент силы. Момент инерции.
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ
- 2 закон Ньютона в импульсной форме. Графический смысл изменения импульса. Закон сохранения импульса.
- Механическая работа, Мощность. КПД. Графический смысл работы.
- Энергия: кинетическая и потенциальная. Теорема о кинетической энергии. Теорема о потенциальной энергии. ЗСМЭ. ЗПМЭ.
- Применение законов сохранения к АУУ и АНУ.
- Момент импульса. Закон сохранения момента импульса (фигурист).
СТАТИКА. ГИДРОСТАТИКА
- Условия равновесия тел. Динамическая и энергетическая трактовка устойчивого равновесия.
- Закон Паскаля. Закон Архимеда. Сообщающиеся сосуды (условие равновесия по нижней границе раздела жидкостей). Условие несжимаемости: Sh=Sh. Гидравлический пресс.
- Движение жидкости по трубам. Уравнение Бернулли.
МКТ
- Основное уравнение МКТ. Закон Авогадро. Барометрическая формула.
- Уравнение Клапейрона. Уравнение Менделеева-Клапейрона.
- Газовые законы. Графики изопроцессов.
- Неизопроцессы. Графики неизопроцессов. Нахождение максимальных значений макропараметров (задача о нахождении максимальной температуры в ходе линейного процесса Р(V).
- Политропические процессы. Уравнение адиабаты.
- Реальные газа.
- Газовые законы в гидростатике (ртуть в трубках).
- Смеси газов, з-н Дальтона.
- Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Формула Лапласа.
- Влажность воздуха: абсолютная и относительная. Кривая насыщения. Точка росы.
ТЕРМОДИНАМИКА
- Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Графический смысл работы. Количество теплоты. 1 закон термодинамики и его применение к изопроцессам.
- Теплоемкость ИГ. Уравнение Майера. Показатель адиабаты, уравнение адиабаты с выводом.
- Теплообмен в замкнутой системе. Уравнение теплового баланса. Баланс мощностей.
- Тепловое расширение тел.
- Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. КПД цикла. Цикл Карно. Холодильная машина, холодильный коэффициент (ε=).
- Явление переноса, диффузия, теплопроводность, вязкость газов.
ЭЛЕКТРОСТАТИКА
- ЗСЭЗ. Закон Кулона.
- ЭП. Напряженность ЭП. Принцип суперпозиции.
- Теорема Гаусса для ЭП.
- Работа ЭП по перемещению заряда. Потенциал. Напряжение
- ЗСЭ и ЗСИ при решении задач на движение зарядов (сближение зарядов).
- Проводники в ЭП. Поверхностная плотность распределения зарядов.
- Диэлектрики в ЭП. Поляризация диэлектриков. Поверхностная плотность поляризационных зарядов. Диполь.
- Концентрические заряженные проводящие сферы. Зависимость напряженности и потенциала от расстояния до центра (метод последовательного наложения). Заземление (нулевой потенциал).
- Конденсаторы. Соединения конденсаторов. Энергия ЭП заряженного конденсатора. Объемная плотность энергии.
- Собственная энергия заряженной проводящей сферы. Давление электростатического и гравитационного полей.
- Циркуляция вектора напряженности. (Циркуляцией вектора напряженности называется работа, которую совершают электрические силы при перемещении единичного положительного заряда по замкнутому пути L Циркуляция напряженности электростатического поля по замкнутому контуру равна нулю )
ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
- Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
- Преобразование цепей (метод симметрии, поиск точек равного потенциала)
- Электроизмерительные приборы. Шунты и добавочные сопротивления.
- ЭДС. Закон Ома для неоднородного участка цепи. Закон Ома для замкнутой цепи.
- Правила Кирхгофа.
- Мостовая схема.
- Работа и мощность тока на участке цепи и в замкнутой цепи. Баланс мощностей. Максимальная полезная мощность. КПД резисторной цепи и КПД электроприбора.
- Электрический ток в проводниках, электролитах (з-ны электролиза), полупроводниках, газах.
- Нелинейные элементы в цепях постоянного тока (терморезистор, фоторезистор, полупроводниковый диод). Конденсатор в цепи постоянного тока.
ОПТИКА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ
- Закон отражения света. Плоское зеркало. Сферическое зеркало. Формула сферического зеркала.
- Закон преломления света. Полное отражение. Ход лучей в стеклянной призме и плоскопараллельной пластинке. Угол отклонения луча. Методы определения показателя преломления.
- Линзы. Формула тонкой линзы. Увеличение. Лупа. Расстояние наилучшего зрения. Минимальное расстояние между предметом и его действительным изображением (4F). Формула реальной линзы.
- Оптические системы.
- Оптические явления.
ОПТИКА ВОЛНОВАЯ
- Интерференция света. Условия интерференционных максимумов и минимумов.
- Интерференция на тонких пленках, клиньях, кольца Ньютона, просветление оптики
- Интерферометры.
- Дифракция света. Дифракционная решетка.
- Разрешающая сила объектива.
- Голография.
МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОИАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ
- МП. Силовые линии МП (правило правой руки). Индукция МП. Принцип суперпозиции.
- Сила Ампера. Правило левой руки.
- Сила Лоренца. Правило левой руки для положительных и отрицательных зарядов. Движение зарядов в сложных полях.
- Магнитный поток. Явление ЭМИ. Закон ЭМИ. Правило Ленца.
- ЭДС индукции в проводниках, движущихся в МП.
- Закон Био-Савара-Лапласа.
Циркуляция вектора магнитной индукции. Теорема о циркуляции.
(циркуляция вектора равна алгебраической сумме токов, охваченных контуром произвольной формы).
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
- Механические колебания. Гармонические колебания (уравнение и характеристики). Дифференциальное ур-е гармонических колебаний и нахождение периода колебаний (динамический и энергетический подход).
- Пружинный и математический маятники.
- Механические волны. Уравнение плоской волны. Звук.
- Свободные ЭМК. Колебательный контур. Формула Томсона.
- Вынужденные ЭМК. Переменный ток. Закон Ома для цепи переменного тока. Резонанс.
- Электромагнитные волны.
СТО
- Постулаты СТО.
- Преобразования Лоренца.
- Следствия постулатов СТО.
- Закон взаимосвязи массы и энергии.
- Кинетическая энергия и релятивистский импульс.
ФИЗИКА АТОМА. КВАНТОВАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА
- Строение атома. Постулаты Бора.
- Спектры. Спектр атома водорода. Формула Бальмера.
- Лазеры.
- Фотоны. Фотоэффект. Законы фотоэффекта.
- Давление света.
- Строение ядра, Ядерные силы. Дефект массы. Энергия связи.
- Ядерные реакции. Энергетический выход ядерной реакции. Законы сохранения в ядерных реакциях.
- Радиоактивность. Закон радиоактивного распада (статистический характер).
- Цепные ядерные реакции и термоядерные реакции.
- Элементарные частицы.
Применение производной и интеграла
- Движение тел переменной массы.
- Вязкое трение, аэродинамическое сопротивление.
- Изотермическая откачка газа из баллона.
- Работа газа при изотермическом процессе.
- Уравнение адиабаты.
- Переходные процессы в электрических цепях: зарядка конденсатора, установление тока в цепи с индуктивностью.
вернуться к выбору предмета>>>
вернуться к выбору предмета>>>
Список учащихся РРЦ по биологии на 2024/2025 уч. год
№
|
Фамилия Имя
|
Класс
|
Учреждение образования
|
1
|
Шкуратов Ростислав
|
9
|
ГУО «Средняя школа №4 г. Шклова»
|
2
|
Хвостова Вилена
|
9
|
ГУО «Средняя школа №4 г. Шклова»
|
3
|
Шумейко Андрей
|
9
|
ГУО «Средняя школа №4 г. Шклова»
|
4
|
Кашубская Дарья
|
9
|
ГУО «Средняя школа №4 г. Шклова»
|
5
|
Попов Георгий
|
8
|
ГУО «Средняя школа №4 г. Шклова»
|
6
|
Макаров Егор
|
8
|
ГУО «Средняя школа №4 г. Шклова»
|
7
|
Ковалёва Ксения
|
10
|
ГУО «Средняя школа №4 г. Шклова»
|
8
|
Кайдова Анастасия
|
10
|
ГУО «Средняя школа №4 г. Шклова»
|
9
|
Кусиков Глеб
|
10
|
ГУО «Средняя школа №4 г. Шклова»
|
10
|
Казакевич Ксения
|
10
|
ГУО «Средняя школа №4 г. Шклова»
|
11
|
Куткович Ярослав
|
10
|
ГУО «Средняя школа №4 г. Шклова»
|
12
|
Купава Дарья
|
11
|
ГУО «Старосельская СШ Шкловского района»
|
вернуться к выбору предмета>>>
|
Адрес: 213004 Могилевская область, г. Шклов, ул. 70 год Вялікай Перамогі, д. 4 Тел. 8-02239-77438, 8-02239-77439 @mail: sh4@shklov.edu.by |